Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия деревья осенью в младшей группе
09:43
Конспект занятия деревья осенью в младшей группе
Цель: уточнение и расширение словаря по теме «Осень» за счет формирования «семантического поля», развитие валентности слов и совершенствование функций словоизменения.

Обучающие задачи:

• Закрепить знания детей об осени, отметить характерные особенности этого времени года.

• Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными) .

• Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление предложений по картинкам) .

Развивающие задачи:

• Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.

Воспитательные:

• Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Коррекционные задачи:

• Развивать общую моторику, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание.

Оборудование: картинки с приметами осени.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Ребята, мы сегодня с вами поговорим о времени года, но о каком времени года, я хочу, чтобы вы догадались сами. Отгадайте пожалуйста загадку.

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют,

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ежик листья собирает,

Свою норку утепляет.

(«осень»)

-да, вы догадались правильно, сегодня мы с вами будем говорить об осени. Значит слово «осень» будет сегодня ключевым.

Упражнение на развитие длительного плавного выдоха «Осенние листочки»:

Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья закружатся в воздухе. Давайте и мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.

Упражнение на развитие чувства ритма.

Осенью идут дожди. Дождик капает: кап – кап – кап.

Давайте повторим (отбиваем ритм пальчиками) :

//-//-// - // - // - //

//-// - // - / /- //

//-//-// - // - // - // - //

// - // - // - // и т. д.

2. Подбор родственных слов к слову ОСЕНЬ.

-Какой день? - осенний.

- Как светит солнышко? - по-осеннему.

-Скажите, о ком или о чем можно сказать ОСЕННИЙ?

(ДЕНЬ, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛИСТ, ВЕЧЕР, МЕСЯЦ, БАЛ)

- О чем или о ком можно сказать ОСЕННЯЯ?

(ПОРА, ПОГОДА, ТРАВА, НОЧЬ, ЛИСТВА, ДОРОГА…. )

-О ком или о чем можно сказать ОСЕННЕЕ?

(ВРЕМЯ, НЕБО, ПОЛЕ, ДЕРЕВО, НАСТРОЕНИЕ, ТЕПЛО, УТРО… .)

- О ком или о чем можно сказать ОСЕННИЕ?

(ДНИ, ТУЧИ, ПРИМЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ВЕЧЕРА, МЕСЯЦЫ, ЛИСТЬЯ… .)

Подбор действий к слову «осень»:

- Осень что делает?

(ПРИХОДИТ, НАЧИНАЕТСЯ, ИДЕТ, НАСТУПАЕТ, ШАГАЕТ…. )

Подбор признаков к слову «осень»:

-Осень какая?

(ЗОЛОТАЯ, КРАСИВАЯ, НАРЯДНАЯ, РАННЯЯ, ПОЗДНЯЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЕПЛАЯ, ДОЖДЛИВАЯ, СОЛНЕЧНАЯ, ТИХАЯ…. )

3. Характеристика осени.

-Давайте назовем приметы осени.

Солнце что делает?

(СВЕТИТ, ГРЕЕТ, ВОСХОДИТ, ЗАХОДИТ) .

Осенью солнце какое?

(ТУСКЛОЕ, ХОЛОДНОЕ, ГРУСТНОЕ) .

Осенью небо какое?

(СЕРОЕ, СКУЧНОЕ, ПАСМУРНОЕ, ТЕМНОЕ, НИЗКОЕ)

Осенью идет дождь.

Дождь что делает?

(ИДЕТ, ЛЬЕТ, МОРОСИТ, КАПАЕТ) .

Дождь какой?

(МЕЛКИЙ, ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ) .

Осенью дует сильный ветер.

Ветер что делает?

(ЗАВЫВАЕТ, ДУЕТ, ПРОНИЗЫВАЕТ, СДУВАЕТ) .

Ветер какой?

(ХОЛОДНЫЙ, СИЛЬНЫЙ, ТЕПЛЫЙ, СЛАБЫЙ, СЕВЕРНЫЙ… .) .

Осенью опадают листья с деревьев.

Листья что делают?

(ПАДАЮТ, ОПАДАЮТ, ЛЕТЯТ, ОСЫПАЮТСЯ, ШУРШАТ… .) .

Листья какие?

(ЗОЛОТЫЕ, ЯРКИЕ, КРАСИВЫЕ, ЖЕЛТЫЕ, БОЛЬШИЕ, МАЛЕНЬКИЕ, РАЗНОЦВЕТНЫЕ, ЗЕЛЕНЫЕ, СУХИЕ) .

Осенью деревья стоят голые.

Деревья что делают?

(СТОЯТ, СКУЧАЮТ, ГОТОВЯТСЯ КО СНУ) .

Деревья какие?

(ГОЛЫЕ,

Осенью птицы улетают в теплые края.

Птицы что делают?

(УЛЕТАЮТ, ГРУСТЯТ, СИДЯТ, ЧИРИКАЮТ, ПОКИДАЮТ, СОБИРАЮТСЯ В СТАИ… .) .

Птицы какие?

(ПЕРЕЛЕТНЫЕ) .

-Вот какое объемное слово «Осень» у нас получилось, оно состоит из множества частей, т. е. примет. Если мы говорим о солнце, что оно холодное, грустное, значит, и про осень мы можем сказать (какая она)

- Холодная, грустная, печальная, серая… .

4. Физкультминутка.

Капля раз,

(прыжок на носочках, руки в стороны)

Капля два,

(еще один прыжок)

Очень медленно сперва.

(4 прыжка)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(8 прыжков)

Мы зонты свои раскрыли

(развести руки в стороны)

От дождя себя укрыли.

(сомкнуть руки над головой полукругом)

5. Упражнение «Скажи наоборот» на употребление антонимов.

Летом солнце яркое, а осенью… .

Летом небо светлое, а осенью… .

Летом день длинный, а осенью….

Летом тучи ходят высоко, а осенью…

Летом люди растят урожай, а осенью… .

Летом деревья стоят одетые, а осенью…

6. Игра «Скажи иначе»:

(подбор синонимов)

Осенью небо серое - темное, хмурое, пасмурное…

Осенью деревья нагие – голые, обнаженные… .

Осенью цветы высохли – завяли…

Осенью птицы улетают караванами – стаями, косяком, клином…

Осенью птицам не хватает еды – пищи, корма, пропитания…

Осенью путь на юг долгий – длинный, длительный, продолжительный… .

7. Упражнение «Найди ошибки»:

(чего не бывает осенью) :

Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.

Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.

Осенью набухают почки, распускаются листья.

Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.

Осенью дикие животные не делают запасы на зиму.

8. Упражнение «Правильно - неправильно» на развитие понимания причинно-следственных связей.

Я взял зонт, потому что пошел дождь.

(пошел дождь, потому что я взял зонт) .

Птицы улетели на юг, потому что наступила осень.

(наступила осень, потому что птицы улетели на юг) .

9. Составление рассказа (предложений) об осени по картинкам.

1О. Итог занятия.
Категория: Занятия | Просмотров: 357 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar