09:45 Конспект занятия перелетные птицы осенью в старшей группе | |
Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.
Коррекционно-образовательные: закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме. Коррекционно-развивающие задачи: 1. учить образовывать сложные прилагательные 2. согласовывать существительные в творительном падеже 3. формировать фразовую речь 4. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах 5. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие 6. развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью. Коррекционно-воспитательные: 1. воспитывать бережное отношение к птицам 2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях 3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц. Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий. Словарь: перелетные птицы, насекомоядные, вереница, стаи, грач, соловей, ласточка, аист, скворец, трясогузка, зарянка, длинноногий, длиннохвостый. Оборудование: презентация «Перелетные птицы». Предметные картинки перелетных птиц, шапочки-маски птиц, цветные карандаши, перелетные птицы для пальчиковой гимнастики. Ход занятия: Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени. Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду) Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний парк. Логопед: - На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком) Упражнение «Осень» Дождик, дождик Целый день Барабанит в стекла. Вся земля, Вся земля От воды размокла Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети хлопают в ладоши Дети хлопают по коленкам Дети топают на месте Дети «надевают сапожки на ноги» Дети ходят на месте Дети высоко поднимают колени Дети перешагивают через лужи Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса. Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука) А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом) А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з. Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц). Ой, смотрите, одна птичка к нам в гости прилетела. Это грач. Я вам сейчас расскажу сказку об этой птице. Дыхательное упражнение «Грач» - Сел как-то грач на забор и решил развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно его пение, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кра! » 5-6 раз) - Грач так громко кричал, что охрип. И стал петь свою песню беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз) . Логопед: - Ребята, смотрите, наша птичка улетела. Зрительная гимнастика «Птичка» Птичка вправо полетела, Птичка влево полетела Птичка вверх полетела и на веточку села. Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели Дети влево посмотрели Дети смотрят вверх Дети смотрят вниз Логопед: - Ребята, а вы хотите узнать, какие птицы живут в этом парке? (да) Тогда отгадайте загадки (презентация) Дети отгадывают загадки и вешают на дерево перелетных птиц. Логопед: - Молодцы, ребята, вы отгадали всех птиц. Дети, а какие это птицы? (перелетные) - Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края) - А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых) - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. - А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) . Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Логопед: - Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на экран и расскажем о наших перелетных птицах. Показ презентации «Перелетные птицы». Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом. Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв.) . Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями) Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков) Скворец. - А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок) Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами) Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц) Физминутка. Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц. Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись. Птицы учатся летать, Чуть присели, полетели. Птички прыгают, летают. Крошки птички собирают. Перышки почистили, Клювики почистили Птички полетели, Крыльями махали, На деревья сели. Вместе отдыхали Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка…. Импровизация движений по тексту Логопед: - Молодцы, ребята. Хорошо знаете перелетных птиц. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись. Аист. – Ребята, скажите, как называется эта перелетная птица? (аист) У аиста длинные или короткие ноги? (длинные). А если, у аиста длинные ноги, то, как мы его назовем? Аист (какой) – длинноногий. А если длинные крылья? (длиннокрылым). Чем питаются аисты? (питаются лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых) . Д/и «Четвертый лишний» Ласточка – снегирь – скворец – аист Воробей – грач – журавль – цапля Сорока – соловей – кукушка – ласточка Цапля – голубь – аист – грач Ворона – кукушка – журавль – соловей. Логопед: - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я вам расскажу о других перелетных птицах (рассказ логопеда) Трясогузка - у этой птицы длинный, прямо обрезанный хвост. Два средних пера немного длиннее боковых. Большинство трясогузок держится возле воды небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах. Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом. Зарянка - птица из семейства мухоловковых. Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет. У этой птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы. Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды, а зимой охотно прилетают к кормушкам, где клюют мягкие корма. Зяблик - Певчая птица семейства вьюрковых. В среднем зяблик живет 1, 5 года. Размером с воробья, длина тела составляет около 14 см. Вес зяблика составляет 15-40 грамм. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной) : голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна. Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов. Логопед: - Ребята, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что пальчики – это перелетные птицы (дети надевают на указательный палец птиц) Пальчиковая гимнастика. Тили- тели, тили- тели- На юг птицы полетели! Полетел скворушка- Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей. Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж- А весной все прилетели, Песни звонкие запели! Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия перелетных птиц. Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Перелетным птицам нужно подкрепиться. Давайте мы их накормим. Возьмите лист бумаги с изображением перелетной птицы и нарисуйте, чем она питается (дети берут цветные карандаши и под каждой птицей рисуют корм) . Логопед: - Ребята, а теперь расскажите, какая у вас перелетная птица и чем вы ее угостите. - У меня соловей. Я угощу соловья ягодами. - У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками. У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками. Логопед: - Молодцы, ребята. Наши перелетные птицы подкрепились и теперь они могут улетать в теплые края. Итог занятия. - Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем парке) - О ком мы беседовали? (о перелетных птицах) - О каких новых перелетных птицах вы узнали? (зарянка, зяблик, трясогузка) - Как перелетные птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? (в полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.) - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! | |
|
Всего комментариев: 0 | |