Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия перелетные птицы осенью в старшей группе
09:45
Конспект занятия перелетные птицы осенью в старшей группе
Цель: формирование, усвоение знаний, почему перелетные птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза.

Коррекционно-образовательные:

закрепление и уточнение названий перелетных птиц, их характерных внешних признаков, мест обитания, питания; обогащение словаря по данной теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. учить образовывать сложные прилагательные

2. согласовывать существительные в творительном падеже

3. формировать фразовую речь

4. закрепить и уточнить знание детей о перелетных птицах

5. развивать логическое мышление, сенсорно-зрительное восприятие

6. развивать мелкую, общую моторику, координацию движений с речью.

Коррекционно-воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к птицам

2. закреплять эмоциональную адекватность поведения на занятиях

3. воспитывать желание защищать и оберегать перелетных птиц.

Методы и приемы: объяснение, напоминание, повтор, беседа, показ презентации, рассказ логопеда о перелетных птицах, показ способа выполнения упражнений, помощь детям при выполнении заданий.

Словарь: перелетные птицы, насекомоядные, вереница, стаи, грач, соловей, ласточка, аист, скворец, трясогузка, зарянка, длинноногий, длиннохвостый.

Оборудование: презентация «Перелетные птицы». Предметные картинки перелетных птиц, шапочки-маски птиц, цветные карандаши, перелетные птицы для пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Логопед: - Ребята, посмотрите за окошко. Какое сейчас время года? (осень). А назовите мне признаки осени.

Д/И «Подбирай и называй» (стало холодно, часто идут дожди, на деревьях появились разноцветные листья, на улицах лужи, птицы улетают в теплые края, люди одеваются в теплую осеннюю одежду)

Логопед: - Ребята, я вас сегодня приглашаю на прогулку в осенний парк.

Логопед: - На чем мы можем туда отправиться? (на машине, автобусе, пешком)

Упражнение «Осень»

Дождик, дождик

Целый день

Барабанит в стекла.

Вся земля,

Вся земля

От воды размокла

Нарядили ножки в новые сапожки, Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,

В грязь не заходите, сапожки не рвите Дети хлопают в ладоши

Дети хлопают по коленкам

Дети топают на месте

Дети «надевают сапожки на ноги»

Дети ходят на месте

Дети высоко поднимают колени

Дети перешагивают через лужи

Логопед: - Ребята, вот мы и пришли с вами в парк.

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания и голоса.

Слышите, как ветер в парке запел свою песню: С-С-С-С-С-С (с усилением звука)

А теперь – березы: М-М-М-М-М (тихо, высоким голосом)

А вот и ели наши зашумели: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Ветер в парке стал стихать: з-з-з-з-з.

Логопед: - Ребята, а я сейчас слышу пение птиц (запись пения птиц). Ой, смотрите, одна птичка к нам в гости прилетела. Это грач. Я вам сейчас расскажу сказку об этой птице.

Дыхательное упражнение «Грач»

- Сел как-то грач на забор и решил развлечь всех прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сторону поворачивает, (дети выполняют движения по тексту). И всюду слышно его пение, (дети делают вдох носом и на выдохе произносят протяжно «Кра! » 5-6 раз)

- Грач так громко кричал, что охрип. И стал петь свою песню беззвучно, (дети повторяют упражнение с закрытым ртом 5-6 раз) .

Логопед: - Ребята, смотрите, наша птичка улетела.

Зрительная гимнастика «Птичка»

Птичка вправо полетела,

Птичка влево полетела

Птичка вверх полетела и на веточку села.

Птичка посидела и вниз полетела. Дети вправо посмотрели

Дети влево посмотрели

Дети смотрят вверх

Дети смотрят вниз

Логопед: - Ребята, а вы хотите узнать, какие птицы живут в этом парке? (да) Тогда отгадайте загадки (презентация)

Дети отгадывают загадки и вешают на дерево перелетных птиц.

Логопед: - Молодцы, ребята, вы отгадали всех птиц. Дети, а какие это птицы? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (потому что птицы улетают в теплые края)

- А почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых)

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

- А вы знаете, каким образом птицы летят до нас? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины) .

Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые.

Логопед: - Ребята, у всех птиц одинаковое строение, части тела (туловище, голова, хвост, клюв). Но люди их называют по-разному, как же они их различают? (По оперению, внешнему виду, величине). Давайте посмотрим внимательно на экран и расскажем о наших перелетных птицах. Показ презентации «Перелетные птицы».

Грачи. – Как называется эта перелетная птица? (грач) Чем покрыто тело всех птиц? (перьями). Какого цвета перья грача? (Перья чёрные, с фиолетовым отливом.

Грач похож на ворону, но стройнее, имеет более тонкий и прямой клюв.) . Чем питается грач? (Грачи всеядны, питаются различными насекомыми, дождевыми червями)

Ласточка. – Ребята, а это какая перелетная птица? (ласточка) Какого цвета перья у ласточки? (У ласточки стройное, обтекаемое телостроение и длинные узкие крылья. Клюв короткий и открывается довольно широко. Лапки весьма маленькие, у большинства видов длинные хвосты) Чем питаются ласточки? (Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков)

Скворец. - А как называется эта перелетная птица? (скворец). Какого цвета оперенье у этих птиц? (короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках) А еще, ребята, скворцы любят петь. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Почему скворцов называют очень полезной птицей (так как они истребляют различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок)

Соловей. – Ребята, а кто догадался, а это какая перелетная птица? (соловей) А кто знает, куда улетает зимовать соловей? (в Африку). Через сколько дней появляются птенцы? (13-14 дней). А чем питаются соловьи? (Соловей питается пауками, насекомыми, червями, ягодами)

Кукушка. – А это какая перелетная птица? (кукушка). Какого цвета у кукушки перья? (самцы серые с полосатым низом, а самки – с серым или рыжим). В чем главная особенность кукушки от других птиц? (Кукушка подкидывает яйца в гнёзда более чем 150 видам птиц. За сезон несёт 8 – 10 яиц)

Физминутка.

Логопед: - Ребята, а давайте сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я предлагаю надеть маски перелетных птиц. Раз, два, три повернись и в перелетных птиц превратись.

Птицы учатся летать,

Чуть присели, полетели.

Птички прыгают, летают.

Крошки птички собирают.

Перышки почистили,

Клювики почистили

Птички полетели,

Крыльями махали,

На деревья сели.

Вместе отдыхали

Кто сидит? – Я грач. Я скворец. Я аист. Я соловей. Я журавль. Я кукушка….

Импровизация движений по тексту

Логопед: - Молодцы, ребята. Хорошо знаете перелетных птиц. А теперь: Раз, два, три повернись и в детей превратись.

Аист. – Ребята, скажите, как называется эта перелетная птица? (аист) У аиста длинные или короткие ноги? (длинные). А если, у аиста длинные ноги, то, как мы его назовем? Аист (какой) – длинноногий. А если длинные крылья? (длиннокрылым). Чем питаются аисты? (питаются лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых) .

Д/и «Четвертый лишний»

Ласточка – снегирь – скворец – аист

Воробей – грач – журавль – цапля

Сорока – соловей – кукушка – ласточка

Цапля – голубь – аист – грач

Ворона – кукушка – журавль – соловей.

Логопед: - Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием. А сейчас я вам расскажу о других перелетных птицах (рассказ логопеда)

Трясогузка - у этой птицы длинный, прямо обрезанный хвост. Два средних пера немного длиннее боковых. Большинство трясогузок держится возле воды небольшими стайками; гнездятся трясогузки на земле или в дуплах.

Трясогузки питаются исключительно насекомыми, в том числе и стрекозами, которых ловят на лету. В отличие от большинства мелких птиц по земле передвигается не прыжками, а бегом.

Зарянка - птица из семейства мухоловковых.

Зарянки окрашены сверху в серо-зеленоватый цвет. У этой птицы белое брюхо, рыжий лоб, горло, грудь и бока головы.

Зарянки ищут на земле насекомых, дождевых червей и улиток. Осенью они поедают ещё и ягоды, а зимой охотно прилетают к кормушкам, где клюют мягкие корма.

Зяблик - Певчая птица семейства вьюрковых.

В среднем зяблик живет 1, 5 года. Размером с воробья, длина тела составляет около 14 см. Вес зяблика составляет 15-40 грамм. Окраска оперения у самца яркая (особенно весной) : голова синевато-серая, спина коричневатая с зелёным, зоб и грудь буровато-красные, на крыльях большие белые пятна.

Питается семенами и зелёными частями растений, летом также вредными насекомыми и другими беспозвоночными, которыми выкармливает и птенцов.

Логопед: - Ребята, а теперь давайте поиграем с нашими пальчиками. Представим, что пальчики – это перелетные птицы (дети надевают на указательный палец птиц)

Пальчиковая гимнастика.

Тили- тели, тили- тели-

На юг птицы полетели!

Полетел скворушка-

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей.

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

А весной все прилетели,

Песни звонкие запели!

Логопед: - Ребята, какие вы молодцы. Хорошо знаете названия перелетных птиц. Но нашим птичкам пора улетать в теплые края. Путь далекий, нелегкий. Перелетным птицам нужно подкрепиться. Давайте мы их накормим. Возьмите лист бумаги с изображением перелетной птицы и нарисуйте, чем она питается (дети берут цветные карандаши и под каждой птицей рисуют корм) .

Логопед: - Ребята, а теперь расскажите, какая у вас перелетная птица и чем вы ее угостите.

- У меня соловей. Я угощу соловья ягодами.

- У меня ласточка. Я угощу ласточку жучками.

У меня цапля. Я угощу цаплю лягушками.

Логопед: - Молодцы, ребята. Наши перелетные птицы подкрепились и теперь они могут улетать в теплые края.

Итог занятия.

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (в осеннем парке)

- О ком мы беседовали? (о перелетных птицах)

- О каких новых перелетных птицах вы узнали? (зарянка, зяблик, трясогузка)

- Как перелетные птицы находят дорогу в теплые края и обратно к нам? (в полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.)

- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями.

Молодцы!
Категория: Занятия | Просмотров: 3636 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar