08:32 Конспект занятия по экологии на тему: "Осень" во второй младшей группе | |
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией печаль осенней природы.
Программные задачи: - продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения, - расширять представления о пейзажной лирике, передавать в красках - продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет) - воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе. Демонстрационный материал: -слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени - аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года») Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени Ход занятия: - Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте: Поле чёрно-белым стало: Падает то дождь, то снег. А ещё похолодало — Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи. Что за месяц, подскажи? Ответ детей: это месяц ноябрь. - Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»? Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. - Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении? Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг. - Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»? Дети: у деревьев опали все листья. - Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний - печальным? Ответы детей. - А какие еще вы знаете стихи о поздней осени? Дети читают стихи: ***А. Плещеев Миновало лето, Осень наступила, На полях и рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи. ***А. Плещеев Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. … Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. ***С. Есенин Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем, совсем немного Ждать зимы седой осталось. - Какая осень во всех этих стихах? Дети: унылая, хмурая, холодная. - Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. -А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю? Дети: листья поблекли, потемнели. - Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится? Дети: - Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота» Игра «Ворота» Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают. - Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить. Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени. А вот какая осень у Вивальди. - Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие? - Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине? Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки. Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно проработаны детали листьев деревьев А какие приметы поздней осени вы увидели на картине? Дети: небо затянуто свинцовыми облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег. - Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью». - А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень. Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди. Анализ детских рисунков. При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка. | |
|
Всего комментариев: 0 | |