Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия по экологии на тему: "Осень" во второй младшей группе
08:32
Конспект занятия по экологии на тему: "Осень" во второй младшей группе
Цель: учить детей выразительно читать наизусть стихотворения, передавая интонацией печаль осенней природы.

Программные задачи:

- продолжать учить чувствовать, понимать и воспроизводить образность языка стихотворения,

- расширять представления о пейзажной лирике, передавать в красках

- продолжать учить изображать явления природы, описанные в стихотворении, передавать содержание, используя выразительные средства (композиция, цвет)

- воспитывать любовь к поэзии, живописи, родной природе.

Демонстрационный материал:

-слайды: картины В. Поленова «Ранний снег», фото о поздней осени

- аудиозапись музыки А. Вивальди «Осень», П. И. Чайковского «Ноябрь» (из цикла «Времена года»)

Раздаточный материал:- краски акварель, «непроливайка», бумага для акварели, кисточки

Предварительная работа: заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы», беседы о приметах поздней осени

Ход занятия:

- Ребята, слушайте внимательно, не перебивайте, это что за месяц, ну-ка отгадайте:

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало —

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Ответ детей: это месяц ноябрь.

- Давайте вспомним стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Ноябрь – последний осенний месяц. А какие признаки глубокой, поздней осени показаны в стихотворении?

Примерные ответы детей: Реже солнышко появляется, на улице холодно, короче становится день, лес обнажается, птицы улетают на юг.

- Как вы понимаете выражение «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»?

Дети: у деревьев опали все листья.

- Почему летний шум листвы кажется нам веселым, а осенний - печальным?

Ответы детей.

- А какие еще вы знаете стихи о поздней осени?

Дети читают стихи:

***А. Плещеев

Миновало лето,

Осень наступила,

На полях и рощах

Пусто и уныло.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Солнышка не видно,

Темны, темны ночи.

***А. Плещеев

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

… Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

***С. Есенин

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем, совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

- Какая осень во всех этих стихах?

Дети: унылая, хмурая, холодная.

- Да, ребята, листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна.

-А что произошло с пышным, пестрым ковром листьев, устилавшим землю?

Дети: листья поблекли, потемнели.

- Осень как вечер года. А вечером мы готовимся ко сну. Вот и деревья сняли свой наряд и умылись дождем. Земля засыпает. Интересно, что ей приснится?

Дети:

- Осень не стоит на месте. Она идет к зиме. Наступит день, когда выпадет снег. Назовем этот день «ворота зимы». И мы сейчас с вами поиграем в игру «Ворота»



Игра «Ворота»



Двое детей возьмутся за руки и изобразят ворота. А остальные будут проходить в ворота, говоря кто они, называя приметы осени (мороз, длинные ночи, хмурые тучи, иней на ветках, короткие дни, первый лед, короткие дни, холодный дожди, порывистый холодный ветер). Если кто-то ошибается, ворота его не пропускают.

- Ребята, каждое время года дарит нам много красоты и творчества. Осенью каждый день можно увидеть какие-то изменения, превращения. Постараемся их не пропустить.

Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский передал свое настроение от поздней осени.

А вот какая осень у Вивальди.

- Чья музыка вам больше понравилась? Что объединяет эти произведения? А в чем их отличие?

- Посмотрите на репродукцию картины В. Поленова «Ранний снег». Что мы видим на картине?

Рассказ воспитателя: По словам Поленова, он увидел «из окна своей мастерской: снег выпал совершенно неожиданно, когда лес еще не сбросил свой осенний убор и была еще настоящая «золотая осень». Художника поразило состояние застылости, оцепенения природы, еще хранящей теплоту осенних дней, перед неожиданно надвинувшимся холодом, покрывшим землю снегом и остановившим течение реки.

Композиция картины была тщательно продумана художником. На переднем плане — ещё не сбросившие осеннюю листву деревья, за ними убегающая вдаль лента реки. На горизонте — серо-голубое, затянутое тучами небо, холодные дали бескрайних просторов. Точно и изящно проработаны детали листьев деревьев

А какие приметы поздней осени вы увидели на картине?

Дети: небо затянуто свинцовыми облаками, река еще не замерзла, кое-где висят листья на деревьях, а землю уже укрыл снег.

- Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «Серебряной осенью».

- А сейчас мы с вами попытаемся изобразить позднюю осень.



Дети рисуют, звучит музыка Чайковского и Вивальди.

Анализ детских рисунков.

При анализе работ обращаем внимание на цветовую гамму, аккуратность в работе, на композицию рисунка.
Категория: Занятия | Просмотров: 949 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar