09:11 Конспект занятия по фцкм на тему: "Осень" в средней группе | |
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.
Задачи: 1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. 2) Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба. 3) Активизировать и расширять словарный запас детей. 4) Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей. 5) Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук. 6) Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности. 7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу. 8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста. Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка». Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Оформление мини-музея хлеба. Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры: «Что сделано из муки? », «Хлеб всему голова». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее? », «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай», «Хлебец». Материалы: Картинки с изображением хлебобулочных изделий; сельскохозяйственной техники; профессий, принимающих участие в уборке зерна. Настоящие хлебобулочные изделия на подносе, каравай на «рушник», соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба, мяч. Зерна пшеницы, семечки подсолнуха и горох. Фартуки, колпаки. Мерные стаканчики, мука, соль, вода, сито, поднос, чаши для замешивания теста. Приспособления для лепки (доска, стеки, влажные салфетки, формочки. Самовар, чашки. Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации: Метод создания условий для свободного восприятия. Прием направленного диалога с детьми. Прием «тематического стихотворного каскада». Прием направленного диалога с детьми. Метод пояснения. Прием использования вопросов. Ход образовательной ситуации: Педагог привлекает внимание детей к изображению каравая на экране. Каравай! Ах, красота! Хлеб такой для торжества. Не у всякой мастерицы Может Хлеб такой родиться! - Кто из вас видел каравай? Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра. - Ребята, я предлагаю отправиться в гости к хозяюшке и узнать о каравае. Хотите? Хозяюшка. Встреча гостей с караваем. Здравствуйте, гости дорогие! Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро, от души С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым, пышным караваем! - Осень, с полей, садов и огородов убран весь урожай и начинаются посиделки. И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на посиделки. - А вы знаете, что делали на посиделках? - Сегодня на наших посиделках мы будем много говорить о хлебе. А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. У меня проблема: все зерна перемешались. Помогите мне выбрать пшеничные зернышки. (Выбирают из общего подноса. Складывают в мешочек. Хозяюшка уносит мешочек.) Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел» Разложить картинки. Воспитатель: Я вам предлагаю еще поиграть. Становитесь в круг. (Игра с мячом) . Назови хлеб ласково (Хлебушек). Крошки хлеба какие? (Хлебные). Квас из хлеба как называется? (Хлебный). Хлебница? (Посуда для хлеба) . Хлебороб? (Тот, кто выращивает хлеб). Хлебопёк? (Тот, кто печёт хлеб). Хлебозавод? (Где выпекают хлеб). Хозяюшка. Игра «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий) В осенний день у каравая Хороводы, звон и смех. Сам друзей он выбирает. Выбирает – да не всех. Каравай, каравай, Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу) Ведущий: «Я люблю, конечно, всех, Ну а больше всех… » (останавливается и кланяется перед одним из участников игры) Тот, кого выбрал ведущий, отвечает: «Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом, они выходят в круг, танцуют) . Воспитатель. - Хорошо мы с вами поиграли. Послушайте стихотворение Степанова В. и вспомните профессии людей, участвующих в выращивании хлеба: Снег растает в поле чистом, Схлынет талая вода — Побежит за трактористом Ранним утром борозда. Выйдут сеялки потом Засевать поля зерном. И черны как из печи, Провожают их грачи. Чтобы всходы были крепче, Не напала злая тля, И удобрит, и подлечит Летчик с воздуха поля. Слышен летом до заката Гул комбайнов у реки, И везут на элеватор Урожай грузовики. Время жаркое — страда — Праздник мирного труда. Убран хлеб — и тихо стало. Мелят мельницы зерно. Поле-полюшко устало И под снегом спит оно. Над селом дымки плывут: Пироги в домах пекут! (тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, шофер, продавец) - А кто из вас видел людей этих профессий? Где? Хозяюшка. – Ребята, зернышки пшеничные вы мне отобрали, а из них я намолола муки. - Что можно приготовить из муки? Белый-белый порошок Насыпают нам в мешок. … Вот и есть у нас мука Из зерна пшеничного. Как белёшенька, мелка – Качества отличного! Как теперь нам дальше быть? Тесто из чего месить? - Ребята, проходите к столу, надевайте фартуки и колпаки. Мы с вами будем месить тесто, из которого приготовим хлебобулочные изделия для нашего магазина. Это тесто особенное – соленое тесто. Еще с давних пор люди использовали его для изготовления игрушек, сувениров. (во время лепки: Поработаем искусно! Есть у пекарей секрет Терпеливым лишь здесь место! Чем мы дольше месим тесто – Тем пышнее будет хлеб! - Положим наши изделия на поднос и поставим сушиться. Хозяюшка: - Хлеб на Руси почитали и слагали о нем пословицы и поговорки. Что в народе про хлеб говорили? (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко — калачу дедушка. Хлеб на стол — стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба везде тоска. Много снега — много хлеба. Не трудиться — хлеба не добиться. Плох обед, коли хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится). Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц) - Порадовали вы меня, много пословиц о хлебе вспомнили. Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки. Хлеб, ребята, берегите! Никогда им не сорите! Много рук его растили, Собирали, молотили, Отдыха порой не знали, Долго у печи стояли, Чтоб для нас испечь полезный, Хлеб душистый и чудесный! - Как мы должны обращаться с хлебом? (бережно) - Бережно - это как? (не крошить хлеб, не бросать, не выбрасывать) Хозяюшка: - Я вас приглашаю к самовару с караваем! | |
|
Всего комментариев: 0 | |