Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия по фцкм на тему: "Осень" в средней группе
09:11
Конспект занятия по фцкм на тему: "Осень" в средней группе
Цели: Приобщать детей к традициям русского народа. Дать знания откуда хлеб пришёл. Привить бережное отношение к хлебу.

Задачи:

1) Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

2) Познакомить с профессиями людей, связанных с производством хлеба.

3) Активизировать и расширять словарный запас детей.

4) Совершенствовать умение вступать в диалог, поддерживать беседу, уважать мнение других детей.

5) Продолжать развивать мелкую мускулатуру рук.

6) Развивать интерес к разнообразным трудовым операциям, прививать навыки поисковой деятельности.

7) Формировать умение работать в коллективе; воспитывать нравственность и уважительное отношение к труду людей, к хлебу.

8) Обучать детей основным способам и приемам лепки хлебобулочных изделий из соленого теста.

Предварительная работа: Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный», «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова, чтение сказок «Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь», «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб». Рассматривание репродукций картин И. И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка». Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы. Оформление мини-музея хлеба. Беседа о профессиях: комбайнер, тракторист, шофер, мельник, пекарь, продавец. Дидактические игры: «Что сделано из муки? », «Хлеб всему голова». Словесные игры: «Образуй словечко», «Что лишнее? », «Что где храниться». Подвижные игры «Каравай», «Хлебец».

Материалы:

Картинки с изображением хлебобулочных изделий; сельскохозяйственной техники; профессий, принимающих участие в уборке зерна. Настоящие хлебобулочные изделия на подносе, каравай на «рушник», соль в солонке, карточки с изображением различных этапов выращивания хлеба, мяч. Зерна пшеницы, семечки подсолнуха и горох. Фартуки, колпаки. Мерные стаканчики, мука, соль, вода, сито, поднос, чаши для замешивания теста. Приспособления для лепки (доска, стеки, влажные салфетки, формочки. Самовар, чашки.

Методы и приемы, используемые в ходе образовательной ситуации:

Метод создания условий для свободного восприятия.

Прием направленного диалога с детьми.

Прием «тематического стихотворного каскада».

Прием направленного диалога с детьми.

Метод пояснения.

Прием использования вопросов.

Ход образовательной ситуации:

Педагог привлекает внимание детей к изображению каравая на экране.

Каравай! Ах, красота!

Хлеб такой для торжества.

Не у всякой мастерицы

Может Хлеб такой родиться!

- Кто из вас видел каравай?

Есть обычай в России встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Хлеб обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома. Рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, к тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.

- Ребята, я предлагаю отправиться в гости к хозяюшке и узнать о каравае. Хотите?

Хозяюшка. Встреча гостей с караваем.

Здравствуйте, гости дорогие!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем!

- Осень, с полей, садов и огородов убран весь урожай и начинаются посиделки. И сегодня, ребята, я хочу пригласить вас на посиделки.

- А вы знаете, что делали на посиделках?

- Сегодня на наших посиделках мы будем много говорить о хлебе.

А знаете ли вы, как хлеб на стол приходит? Непросто приходит хлеб на наш стол. Недаром говорят, что для того чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо три силы: Земля, Солнце, Труд. Хлебный каравай начинается с зернышка. Хлеб – это дело тысяч и тысяч рук. У меня проблема: все зерна перемешались. Помогите мне выбрать пшеничные зернышки. (Выбирают из общего подноса. Складывают в мешочек. Хозяюшка уносит мешочек.)

Дидактическая игра «Как хлеб на стол пришел»

Разложить картинки.

Воспитатель: Я вам предлагаю еще поиграть. Становитесь в круг. (Игра с мячом) .

Назови хлеб ласково (Хлебушек).

Крошки хлеба какие? (Хлебные).

Квас из хлеба как называется? (Хлебный).

Хлебница? (Посуда для хлеба) .

Хлебороб? (Тот, кто выращивает хлеб).

Хлебопёк? (Тот, кто печёт хлеб).

Хлебозавод? (Где выпекают хлеб).

Хозяюшка. Игра «Каравай» (считалочкой выбирается ведущий)

В осенний день у каравая

Хороводы, звон и смех.

Сам друзей он выбирает.

Выбирает – да не всех.

Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай! (дети ходят по кругу)

Ведущий:

«Я люблю, конечно, всех,

Ну а больше всех… » (останавливается и кланяется перед одним из участников игры)

Тот, кого выбрал ведущий, отвечает:

«Я иду, иду, иду и друзей с собой веду» (берёт за руки тех, кто стоит рядом,

они выходят в круг, танцуют) .

Воспитатель.

- Хорошо мы с вами поиграли. Послушайте стихотворение Степанова В. и вспомните профессии людей, участвующих в выращивании хлеба:

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода —

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое — страда

— Праздник мирного труда.

Убран хлеб — и тихо стало.

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

(тракторист, агроном, комбайнер, мельник, пекарь, шофер, продавец)

- А кто из вас видел людей этих профессий? Где?

Хозяюшка. – Ребята, зернышки пшеничные вы мне отобрали, а из них я намолола муки.

- Что можно приготовить из муки?

Белый-белый порошок

Насыпают нам в мешок.

… Вот и есть у нас мука

Из зерна пшеничного.

Как белёшенька, мелка –

Качества отличного!

Как теперь нам дальше быть?

Тесто из чего месить?

- Ребята, проходите к столу, надевайте фартуки и колпаки. Мы с вами будем месить тесто, из которого приготовим хлебобулочные изделия для нашего магазина. Это тесто особенное – соленое тесто. Еще с давних пор люди использовали его для изготовления игрушек, сувениров.

(во время лепки:

Поработаем искусно!

Есть у пекарей секрет

Терпеливым лишь здесь место!

Чем мы дольше месим тесто –

Тем пышнее будет хлеб!

- Положим наши изделия на поднос и поставим сушиться.

Хозяюшка:

- Хлеб на Руси почитали и слагали о нем пословицы и поговорки. Что в народе про хлеб говорили? (Хлеб всему голова. Нет хлеба, нет и обеда. Хлебушко — калачу дедушка. Хлеб на стол — стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска. Без хлеба везде тоска. Много снега — много хлеба. Не трудиться — хлеба не добиться. Плох обед, коли хлеба нет. У кого хлеб родится, тот всегда пригодится). Как вы их понимаете? (обсуждение 2-3 пословиц)

- Порадовали вы меня, много пословиц о хлебе вспомнили.

Воспитатель: Длинна дорога от зернышка до булочки.

Хлеб, ребята, берегите!

Никогда им не сорите!

Много рук его растили,

Собирали, молотили,

Отдыха порой не знали,

Долго у печи стояли,

Чтоб для нас испечь полезный,

Хлеб душистый и чудесный!

- Как мы должны обращаться с хлебом?

(бережно)

- Бережно - это как?

(не крошить хлеб, не бросать, не выбрасывать)

Хозяюшка:

- Я вас приглашаю к самовару с караваем!
Категория: Занятия | Просмотров: 861 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar