Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия по художественной литературе на тему: "Осень" в младшей группе
09:00
Конспект занятия по художественной литературе на тему: "Осень" в младшей группе
Цель: посредством опытно – исследовательской деятельности способствовать формированию у старших дошкольников представлений о свойствах воды.

Задачи:

Образовательные

Обобщить знания детей о значении воды для всех живых существ на нашей планете.

Дать представление о свойствах воды: прозрачность, не имеет вкуса и запаха, вода – растворитель, вода обладает памятью.

Учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, активизировать и обогатить словарный запас существительными, глаголами и прилагательными по теме.

В игровой форме закрепить знания детей о круговороте воды в природе.

Развивающие

На основании имеющихся у детей знаний, а также посредством проведения самостоятельных исследований побуждать в процессе наблюдения приходить к элементарным суждениям, умозаключениям, делать выводы о том, какими свойствами обладает вода, устанавливать причину наблюдаемого явления.

Развивать навыки проведения лабораторных опытов, соблюдать при этом необходимые меры предосторожности при работе со стеклянной посудой и растворителями.

Воспитательные

Развивать у дошкольников социальные навыки: работать самостоятельно и в команде, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

Материалы и оборудование:

1. Иллюстрации на тему «Вода», аудиозапись (звуки дождя, классическая музыка, рок-музыка, оборудование для проведения экспериментов, Почемучка, от имени которого моделируется проблемная ситуация, карточки, изображающие правила поведения в лаборатории: («Не шумите! » - не шумите, этим вы мешаете друг другу! ;«Стакан с ложкой» - аккуратно обращайтесь с посудой - помните, что стекло может биться и им можно порезаться! ; «Слушайте воспитателя», картинки с изображением животного, птицы, растения, рыбы, корабля, грязнуля, повар у плиты, капельки.

Предварительная работа:

Беседы о воде, о её роли для живых существ, об элементарном круговороте воды в природе, рассматривание глобуса, иллюстраций на тему «вода», чтение художественной литературы, отгадывание загадок, наблюдения во время прогулок, заучивание стихотворений о роднике, реке, море.

Ход занятия.

Часть 1. Вводная.

Вос-ль: дорогие ребята, сегодня утром к нам пришло письмо от нашего Почемучки, в котором он просит нас помочь ему отгадать загадку:

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без (воды) .

Ответы детей.

Восп-ль: да, ребятки, это – вода. И сегодня мы с вами поговорим именно о ней, расскажем нашему Почемучке всё, что о ней знаем, а ещё мы с вами будем играть, рассуждать и узнаем много нового.

На доске (на столе, в центре, находится изображение капельки, от которой расходятся стрелочки. Рядом лежат картинки с изображением животного, птицы, растения, рыбы, корабля, грязнуля, повар у плиты.

Воспитатель помещает картинку Почемучки возле капельки и предлагает подумать, кому необходима вода (дети выбирают и размещают картинки вокруг капельки) .

Часть 2. Игровой практикум «Мама - Тучка»

Восп-ль: давайте представим, что я – мама - Тучка, а вы – мои детки - капельки. Делайте то, что я вам скажу.

- Капельки, вам пора отправляться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю (дети бегают по группе, не наталкиваясь друг на друга). Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно стало им поодиночке прыгать. Собрались они вместе, и потекли маленькими весёлыми ручейками (дети-капельки составляют ручейки, взявшись за руки парами). Встретились ручейки и стали большой рекой («ручейки» соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (дети остановились, потянули ручки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме – Тучке (дети разбегаются и рассаживаются на стульчики вокруг воспитателя) .

Восп-ль: итак, ребята, давайте напомним Почемучке, где встречается вода?

Ответы детей (в реке, ручейке, море, океане) .

Восп-ль: давайте же, чтобы у Почемучки больше не осталось никаких вопросов, выясним, что же такое вода, определим, какими свойствами она обладает. Чтобы это выяснить, мы пройдем в нашу лабораторию.

Часть 3. Основная.

Исследование «Волшебная вода»

Восп-ль: итак, ребята, что же такое вода?

Ответы детей.

Восп-ль: правильно, это жидкость, без которой на нашей огромной планете не может обойтись ни одно живое существо, кроме того, вода очень необходима и для хозяйственной деятельности человека. А теперь, ребята, мы с вами выясним, какими свойствами обладает вода, и, прежде чем приступить к работе, запомните правила поведения в лаборатории. (вывешиваются на доске, фланелеграфе картинки с правилами поведения в лаборатории и педагог рассказывает, о чем они «говорят»). Внимательно следите за результатами опыта, закончив наблюдение, постарайтесь сделать выводы.

Дети проходят к пронумерованным рабочим столам.

Стол №1.

Опыт №1 «Прозрачность воды»

Оборудование: прозрачный стакан с водой, прозрачный стакан с молоком, маленькие пластиковые игрушки.

Исследование.

Восп-ль: опустите, пожалуйста, одну игрушку в стакан с молоком. Видна игрушка?

Ответы детей: нет.

Восп-ль: а теперь, опустите, пожалуйста, вторую игрушку в стакан с водой. Видна игрушка?

Ответы детей: да, видна хорошо.

Восп-ль: итак, ребята, какой вывод можно сделать?

Вывод: одно из свойств воды – прозрачность.

Стол №2.

Опыт №2 «Вкус и запах воды»

Оборудование: пластиковые стаканчики с водой по количеству исследователей, сахар – песок, ложечки.

Исследование.

Восп-ль: ребята, возьмём в руки стаканчики с водой и поднесем их к носу, понюхаем её. Есть ли у воды запах?

Ответы детей (нет запаха) .

Вос-ль: а теперь давайте определим, обладает ли вода вкусом? Глотните воду из своих стаканчиков. Вы ощутили какой – либо вкус?

Ответы детей (нет, у воды нет никакого вкуса) .

Вос-ль: итак, ребята, какой вывод можно сделать, проделав этот опыт?

Вывод: у воды нет ни вкуса, ни запаха.

Исследование.

Восп-ль: а теперь, ребята, давайте посмотрим, что произойдет с водой, если я добавлю в неё сахар? (воспитатель предлагает детям добавить в свой стакан немного сахара и размешать его ложечкой, а затем попробовать)

Восп-ль: ребята, произошли ли с водой какие-либо изменения после того, как вы добавили в неё сахар?

Ответы детей (да, она стала сладкой)

Восп-ль: отчего же она стала сладкой?

Ответы детей.

Восп-ль: верно, ребята, сахар в воде растаял и она стала сладкой. А, если мы добавим в стакан с водой соли и размешаем её, какой станет вода?

Ответы детей (она станет соленой) .

Восп-ль: скажите, ребята, а где в повседневной жизни мы можем наблюдать такое?

Ответы детей (например, за завтраком, когда мы в чай кладем сахар, когда мама варит суп и кладет в него соль.

Вывод. Ещё одно свойство воды – в воде можно растворять различные вещества. Вода – растворитель.

Восп-ль: многие ученые всего мира говорят о том, что вода ещё обладает памятью. вода способна запоминать свет, звук и даже мысли. Как это происходит? (ребята с воспитателем подходят к следующему столу) .

Стол №3

Ученые провели следующий эксперимент. Они налили немного воды в несколько колбочек. Взяли из каждой колбочки по капле воды и рассмотрели её под микроскопом. Вот она (показ слайда). Посмотрите, и в одной и в другой колбочке вода совершенно одинакова. Затем, одну колбочку они поместили возле проигрывателя, из которого звучала красивая, мелодичная музыка (дать ребятам прослушать красивую мелодию, а другую колбочку с такой же водой поместили возле проигрывателя, из которого звучала тяжелая, громкая музыка (дать ребятам прослушать, например, фрагмент рока). Затем ученые взяли по капельке воды из каждой колбочки и рассмотрели эти капельки под микроскопом. Вот что они увидели.

На экране компьютера воспитатель демонстрирует изображения.

Слайд №1.

Структура воды под микроскопом, которая находилась рядом со звучавшей классической музыкой.

Слайд №2.

Структура воды под микроскопом после «прослушивания» ею рока.

Восп-ль: Посмотрите, ребята, как красива вода, которая находилась рядом с проигрывателем, из которого звучала классическая музыка, и как ужасна вода, которая находилась рядом со звучащей рок-музыкой. Вспомните, как выглядела водичка в двух разных колбах, и как она выглядит в двух колбах после эксперимента.

Вывод. Вода способна запоминать свет, звук и даже мысли!

Восп-ль: итог эксперимента: вода – одно из самых удивительных веществ. Сегодня мы с вами выяснили экспериментальным путём, что вода обладает многими свойствами: прозрачностью, не имеет вкуса и запаха, является растворителем, обладает памятью.

Часть 4. Заключительная.

Творческая работа.

Дети выполняют коллективную работу по рисованию на тему «Вода»

Вос-ль: такой рисунок могут нарисовать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Я думаю, что теперь Почемучка все будет знать о воде и на память о сегодняшнем занятии мы отправим ему наш замечательный рисунок. Большое спасибо! Занятие окончено.
Категория: Занятия | Просмотров: 407 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar