Главная » 2015 » Май » 4 » Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Осень" в старшей группе
08:24
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Осень" в старшей группе
Тема: Путешествие в страну Осень
Цель: уточнение и обобщение знаний младших школьников об осенних изменениях в природе.
Задачи:
образовательные: систематизировать знания детей об осенних явлениях природы; способствовать развитию познавательного интереса;
коррекционно-развивающие: развивать мышление, слуховое восприятие, внимание, память, сообразительность; активизировать и расширять словарный запас, развивать связную речь;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, экологическую культуру, учить видеть и чувствовать красоту осенней природы.
Тип занятия: обобщающее.
Форма проведения: речевая встреча.
Методы и приемы:
- беседа;
- игра;
- работа с наглядностью;
- использование ИКТ;
- практическая наглядность;
- использование средств искусства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, изображения птиц и грибов, 2 корзинки из бумаги, корзина, эмблемы, костюм Осени, диск с записью произведений П.И. Чайковского «Времена года», портрет композитора, жетоны; овощи, фрукты и ягоды для игры; морс, пироги, разноцветные листья для дорожки, одежда по временам года.
Словарь: ранняя, золотая, поздняя осень, хмурый, грустный, заморозки, борются, примета, признаки, стог, жетоны.
Предварительная работа: беседы с детьми о животном и растительном мире, наблюдения в природе, чтение рассказов, разучивание стихов, примет об осени; отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, словесных игр; рассматривание картин об осени, рисование осеннего пейзажа, изготовление поделок из природного материала, овощей, ягод и фруктов, вырезание разноцветных листьев.
Методическая литература:
Горькова Л. Г. А.; Кочергина А.В.; Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М. 2008.
Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 6-7 лет.- Санкт- Петербург, 2011.
Селихова Л.Г. Ознакомление с природой. – М. 2008.

Ход занятия:

I. Организационный момент
(Звучит музыка.)
- Мы сейчас отправимся в чудесную страну, страну загадочную, интересную.
Но в эту страну не идут поезда.
И самолет не летает туда…
Мы пойдем в эту страну по дорожке, где шагали чьи-то ножки.
Но будьте внимательны, дорожки нужно менять. Слушайте меня.
(Дети и воспитатель идут по дорожке, усыпанной разноцветными листьями.)
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки бегут по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
Маленькие ножки прыг- скок по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Послушные у вас ножки! А сейчас наши ножки идут спокойным шагом.
Сегодня у нас на занятии гости. Поздоровайтесь с ними. Сядьте.

II. Основная часть.
1.Ознакомление с темой.
- Назовите времена года. (Работа за экраном.)
- Прочитайте стихотворение.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется-
Это время года … (осенью) зовется.
- Какое слово потерялось?
- Назовите осенние месяцы. (Работа за экраном.)
- Сегодня будем говорить об осени, отправимся в путешествие в страну Осень. Старайтесь говорить хорошо, правильно произносить звуки. Будьте внимательны.
У нас есть две команды: «Листочки » и «Грибочки». (Дети называют команды вместе с воспитателем.) За правильные ответы команды будут получать жетоны.

2. Периоды осени.

Ранняя осень.
- Какая бывает осень? (Ранняя, золотая, поздняя.) (Работа за экраном.)
- Назовите признаки ранней осени.
(Часто бывает тепло днем, а ночью холодно. Может ярко светить солнце. Небо голубое, высокое. Дни стали короче, а ночи длиннее. Много цветов. На деревьях появляются желтые листочки. Дозревают овощи и фрукты. Насекомые не исчезли. Птицы готовятся к отлету. Бывает прохладно, пасмурно. Небо серое. Идет холодный дождь.
- Кто помнит, на каких деревьях появляются первые желтые листочки? (На липе, на березе.)
- Какую примету о ранней осени вы знаете? («В сентябре лето кончается, осень начинается».
- Молодцы, отвечали хорошо. Обе команды получают по жетону.

Золотая осень.
- В каком месяце бывает «золотая» осень?
- Почему ее называют «золотой» осенью? (Много желтого цвета.)
- Прочитайте загадку.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад-
Это просто - … (листопад.)
- Какими становятся листья на деревьях? (Разноцветными.)
- Угадайте, какой лист? (Кленовый, березовый, дубовый, рябиновый.)
- Что делают листья? (Летают, кружатся, лежат, срываются, танцуют, шуршат.)
- Листья летят, как птицы, бабочки, парашютики.
Чем сильнее ветер, тем больше опадает листьев. Они, как одеяло, укрывают корни деревьев, защищают их от морозов.
- Так какой же самый главный признак «золотой »осени?

- Какие еще признаки вы знаете?
(На улице может быть тепло, ярко светить солнце. Но может быть и холодно, пасмурно, моросить дождь. Бывают заморозки. На траве и на кустах бывает иней. Дни становятся еще короче, а ночи длиннее. Трава желтеет и сохнет. Меньше цветов. Исчезают насекомые. Птицы улетают на юг.)
- А вы знаете приметы о «золотой» осени? («Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме»; «Плачет октябрь длинными слезами».)
- Октябрь – не только ясный, но и хмурый месяц, потому что может долго идти дождь.
- Расскажите стихотворение о «золотой осени».
Падают, падают листья
В нашем саду листопад…
Желтые, красные листья
По ветру льются, летят.
Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.
- Обе команды отвечали хорошо и получают по жетону.
- Сейчас встаньте.

Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал. (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, вот кленовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (Спокойно укладывают ладони на стол)
Поздняя осень.
- А еще какая бывает осень? (Поздняя.)
- Назовите признаки поздней осени.
(Деревья стоят голые, черные. Листья все опали. Засохла трава. Нет цветов. Дует сильный холодный ветер. Часто идет долгий холодный дождь. Идет мокрый снег. По небу плывут серые облака. Появляется на лужах лед. Замерзает земля. Дни стали еще короче. Птицы улетели в теплые края.

- Послушайте музыку Петра Ильича Чайковского «Времена года».
- Какая по характеру музыка?
- Ноябрь - грустный месяц. Вы согласны?
- Прочитайте примету о поздней осени.
« В ноябре зима с осенью борется».
- Что значит «зима с осенью борется»? (В ноябре бывает то дождь, то снег. То осень, когда идет дождь, то зима, когда идет снег.)
Запомните пословицу.

- Ребята, Егор знает стихотворение о поздней осени. Расскажи, пожалуйста.
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
- Молодцы, ребята, знаете признаки осени. И снова команды получают по жетону.

- Сейчас мы поиграем в игру «Летает, плавает, бегает».

3. Игра «Летает, плавает, бегает».
- Я буду называть птиц, зверей, рыб. Вы должны показать следующие движения:
- назову птицу – махать руками,
- … зверя - бежать на месте или прыгать,
- … рыбу – показать, как плывет рыба.
- Что вы будете делать, когда назову птицу (зверя, рыбу)?
( щука, ворона, лиса; сорока, заяц, окунь; медведь, ласточка, карась; акула, белка, воробей; лось, жаворонок, еж; сом, кабан, синица.)
- Молодцы! Все правильно выполнили движения. (Или: не всегда были внимательны, делали ошибки.)

4. Зимующие и перелетные птицы.
- А сейчас мы поговорим о птицах.
- Какие бывают птицы? (Зимующие и перелетные.)
- Птицы перепутались и не знают, кому надо лететь на юг, а кому остаться.
Помогите птицам. Вы выбираете перелетных птиц, а вы – зимующих.
( Зимующие: ворона, сорока, синица, воробей, голубь, сова, дятел, снегирь. Перелетные: жаворонок, скворец, ласточка, грач, цапля, утка, лебедь, журавль, кукушка.)
(Ребята выбирают птиц.)
- Посмотрите, правильно выбрала команда «Листочки»? команда «Грибочки»?
Птицы вам очень благодарны. Перелетные птицы могут спокойно лететь на юг.
- Почему птицы улетают на юг? ( Потому что зимой холодно, мороз, нет корма: насекомых, зерна, семян.)
- Почему не все птицы улетают? (Они не боятся холода, питаются семенами ели, сосновой хвоей, почками, ольховыми сережками.)
- Как можно помочь птицам? (Кормить их. Делать кормушки.)
- Вы будете им помогать?
- Обе команды хорошо отвечали и получают по жетону.

5.Подготовка зверей к зиме.
- Осенью звери тоже готовятся к зиме.
Как готовятся к зиме заяц? Белка? Лиса?
(Заяц меняет серую шубку на белую, белка рыжую шубку на серую, лиса надела теплую рыжую шубку. Белка сложила в дупло орехи, шишки, желуди, повесила на ветки деревьев грибы.)
- Что делают еж и медведь осенью? (Еж натаскал в нору листья, мох. Медведь нагреб в берлогу листья, мох, мелкие ветки, Они всю зиму будут спать.)
- Кто еще будет спать зимой? (Барсук, летучие мыши.)
Как готовится к зиме мышка – полевка? (Вырыла в стогу нору и каждую ночь ворует зерно. Зимой будет спать только в сильные морозы.)
- Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме, и получаете по жетону.

6.Игра «Собери грибы»
- А сейчас я вам предлагаю отгадать очень интересную загадку.

Стоит Антошка-
На одной ножке.
Дождь пойдет-
Он подрастет.

- Что это?
- Какие грибы собирают осенью?
-Поиграем в игру «Собери грибы». В эту корзинку нужно собрать только съедобные грибы. (Дети собирают грибы.) Егор и Рома, идите сюда.
- Посмотрите, правильно собрала команда «Листочки»? команда «Грибочки»? Какие это грибы? Сядьте на место.
- Почему собрали не все грибы? (Потому что это несъедобные, ядовитые грибы.)
- А сейчас ответьте на вопросы.
1. Какой самый лучший гриб? (Белый гриб.)
2. Какой самый красивый ядовитый гриб? (Мухомор.)
3. Можно мухоморы топтать ногами? Почему? (Нельзя, потому что ими лечатся лоси.)
4. Что можно делать с грибами? (Варить суп, солить, жарить, сушить.)
- Молодцы, хорошо разбираетесь в грибах. Вы заработали по жетону.

7. Осенние работы людей.
- Осенью не только звери готовятся к зиме, но и люди.
- Что делают люди осенью? (Люди убирают урожай, собирают в лесу грибы, ягоды, высаживают деревья и кусты, белят деревья).
- Какие ягоды собирают осенью? (Красную рябину, калину, клюкву, черноплодную рябину.)

Игра « Оденься по - осеннему».
- Еще осенью люди одеваются тепло. Задание: кто быстрее оденется по-осеннему.
(На столе лежат летние, осенние, зимние вещи.)
Подойдите ко мне по 1 человеку от каждой команды. Выберите задание.
(1. Выбери одежду и обувь для ранней осени и оденься. 2. Выбери одежду и обувь для поздней осени и оденься.) Прочитайте. Вспомните, какая погода бывает ранней и поздней осенью.
- Пока ребята одеваются. Мы поиграем. Игра называется «Четвертый лишний». Вы должны сказать, какое слово лишнее и почему.
Игра «Четвертый лишний»
Синица, голубь, скворец, ворона.
Волк, лиса, медведь, белка.
Свекла, морковь, яблоко, капуста.
Клен, береза, сосна, крыжовник.
Земляника, клюква, малина, смородина.
Ласточка, жаворонок, воробей, кукушка.
- Ребята готовы. Что ты сделал?
Посмотрите, правильно они оделись? Молодцы! (Или: что неправильно они надели?) Как ты оделся?
И команды получаете по жетону.

8. Игра «Да или нет».
- А сейчас мы поиграем еще в одну игру. Вы должны дать правильный ответ: да или нет?
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Холодный ветер прилетает?
Птицы гнезда вьют?
Насекомые летают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птицы на юг улетают?
Часто- часто льют дожди
Надеваем сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

- Хорошо знаете признаки осени. Молодцы!
- Ребята, вы любите осень? Какую осень вы любите?
- Почему вы любите раннюю и золотую осень? (Светит солнце, бывает тепло, разноцветные листья, собирают урожай.)
- Почему вам не нравится поздняя осень? (Холодно, дождь, холодный ветер, деревья голые, грязно.)
- Спросите гостей, а они любят осень?
- Осень можно назвать «волшебницей», потому что она раскрасила без краски все листочки на деревьях. Посмотрите, какая красота!
- Вы сегодня хорошо отвечали. Посчитайте, сколько жетонов заработала команда «Листочки», команда «Грибочки»?

9. Приход « Осени».
(Стук в дверь).
- К нам кто-то пришел в гости.
(Входит «Осень» с корзиной, накрытой салфеткой. В ней пироги, морс, овощи и фрукты).
- Кто это?
Осень: По лесной дорожке
Я к вам пришла
И с собой в корзинке
Подарки принесла.
Я хочу поиграть с вами. Вы должны угадать на вкус, чем я вас буду угощать.
Закрой глаза. А вы молчите, не подсказывайте.
Игра «Узнай на вкус»
( Осень подходит к детям по очереди, угощает их каким- либо фруктом или овощем. Дети с закрытыми глазами угадывают.)
- Еще у меня для вас есть угощение. Я сама испекла пирог и сделала морс.
(Показывает детям и отдает воспитателю).
- Про гостей я тоже не забыла. (Угощает гостей пирогом и морсом.)
- Давайте, скажем «Осени» спасибо. («Осень» прощается и уходит.)

III. Наше путешествие в осень закончилось.
- О чем мы сегодня говорили?
Категория: Занятия | Просмотров: 1771 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar