09:13 Конспект занятия по познанию на тему: "Осень" в младшей группе | |
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что нас окружает очень много растений и растут они повсюду: в лесу, в саду, в озерах… а еще есть растения, которые растут дома (в группе) Воспитатель: Как они называются? Дети: Это комнатные растения. Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые растения. А для чего они нам нужны? Как называются цветы, стоящие на столе? Дети: Бальзамин, колеус, алоэ Воспитатель: Бальзамин, колеус, алоэ это научное названия. А вот в народных названиях отражается те или иные свойства растений, их признаки. Например, как еще можно назвать бальзамин? (огонек) Почему? (Потому что у них яркие цветы, похожие на огоньки.) Воспитатель: А почему его еще называют Ванька мокрый (Потому-что он любит воду.) Дети, а алоэ в народе называют столетником, потому что он очень редко цветет – раз в сто лет. Воспитатель: А вот еще одно растение – колеус. На какое растение оно похоже? Дети: Это растение похоже на крапиву. Воспитатель: Какие у него листочки? Воспитатель: Как бы вы его назвали? Дети: Крапивка! Воспитатель: Ребята. А давайте мы с вами вспомним о лете. Вокруг зелено, красиво, и вот сейчас мы с вами пойдем в гости к растению, которое индейцы назвали следом белого человека: Как называется это растение? (показ) Дети: Подорожник. Воспитатель: Здравствуй подорожник! Мы пришли к тебе в гости, чтобы узнать, почему индейцы назвали тебя следом белого человека. Воспитатель: А почему индейцы назвали тебя следом белого человека? Дети: Оно растет по дорогам. Воспитатель: Почему оно может расти там, где ходят, ездят на велосипеде? Земля утоптанная, а он растет. Рассмотрите внимательно растение. (рассматривание) Может быть догадаетесь? Дети: У него листья на земле лежат. Почти нет стебля. Если бы был стебель, он бы сломался, когда люди прошли по нему. Они выступают наружу. Их можно пощупать, а у других трав нет. Воспитатель: У подорожника жилки выпуклые, если на него встать, они прижмутся к земле, не дадут листу порваться, они придают листикам прочность. Уйдет человек, лист распрямится. В народе за эти крепкие жилки на листьях и прозвали подорожником семижильником. Воспитатель: Теперь вы поняли, почему подорожник может расти у дорог? Послушайте: Лег пластом у дороги, Разметал руки-ноги. Его бьют сапогом, Его бьют колесом Ему все нипочем. Воспитатель: Давайте вспомним, как цветет подорожник. На что похожи их семена Дети: На султанчик, на стрелку. Воспитатель: Ведь у них нет крылышек, как у плодов клена, нет парашутиков, как у семян одуванчика. Дети: Их переносят на ногах. Воспитатель: А как переносят семена? Как они к нам пристают? Дети: Когда дождь пройдет, семяна смешиваются с грязью, их переносят на лапках кошки, собаки, человек на ботинках. Воспитатель: Почему же индейцы назвали это растение следом белого человека, теперь догадались? Дети: Белые люди на обуви с грязью принесли семена. Воспитатель: В Америке подорожник до прихода туда белых людей не рос. Там где они проходили, появлялся подорожник. Вот и назвали индейцы это растение следом белого человека. Где применяется это растение? Дети: Это лекарственное растение. Его накладывают на раны, что бы кровь не текла, грязь не попадала, рана быстрее заживала. Воспитатель: Как же вы назовете это растение? Дети: Царапник. Он царапины лечит. Лечебник. Сильные листья Силач. Потропник. Воспитатель: А в народе это растение называют попутник, порезник, ранник, семижильник. Ребята, а еще подорожник заваривают и пьют как чай, давайте заварим. Воспитатель: Дети, а вот здесь у нас есть веточки рябины. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину? Дети: Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке. Воспитатель: Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно? Дети: Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться ее красотой. Воспитатель: А еще за что любят рябину? Дети: Из ее ягод варенье варят, чай заваривают. А кто еще любит ягоды? Дети: Птицы, снегири, вороны. Дети, рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему ее сажали под окнами. Давайте эту веточку рябины с гроздями, обвяжем ленточкой; пусть она оберегает наш дом. (дети пробуют рябину) Воспитатель показывает растение – пижму Как называется это растение? Дети: Пижма Воспитатель: В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на нее и на веточку рябины. Чем они похожи? Дети: Листья такие же. Воспитатель: Опишите цветки пижмы. Дети: Они похожи на ярко-желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины. Воспитатель: А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают одежду пижмой, чтобы защитить ее от моли. Воспитатель: Почему пижму назвали рябинкой? Дети: У нее листья похожи на листья рябины. И цветы расположены так же как ягоды рябины – в виде зонтика! Воспитатель: Ребята, а какие вы еще лекарственные растения знаете? Дети: Мята, мать- и – мачеха, мята… Воспитатель: Вот у нас и получилась целая зеленая аптека. А вы чувствуйте, какой у нас в группе появился аромат, это уже заварился наш чай. (чаепитие) | |
|
Всего комментариев: 0 | |