Главная » 2015 » Май » 4 » Осенняя викторина 4 класс
13:04
Осенняя викторина 4 класс
Цель: Обобщение активного словаря ребёнка по теме «Осень».

Задачи:

1. Развивать умение использовать знания об осенних явлениях в решении конкурсных заданий.

2. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов.

3. Способствовать развитию партнерских отношений ребёнка с родителями.

4. Формирование у детей навыков выразительного чтения.

5. Показать детям красоту осени.

Оборудование:

Магнитофонная запись фрагментов из «Времен года» П. И. Чайковского, а также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев) .

Репродукции картин «Золотая осень» И. И. Левитана и И. С. Остроухова, «Рожь» И. И. Шишкина.

Сказочные персонажи: «Осень» (воспитатель, «Туча», «Дождь», «Ветерок» (дети) с эмблемами на груди.

Корзина с дарами осени.

Листы бумаги в форме круга диаметром 10 см и цветные карандаши (по количеству детей) .

Оформление групповой комнаты на тему «Осень».

Фишки в виде осенних листочков.

Предварительная работа

Наблюдение примет осени в природе.

Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников.

Повторение стихов об осени А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. Н. Плещеева, А. К. Толстого, С. А. Есенина.

Рассматривание осенних пейзажей И. И. Шишкина, И. С. Остроухова, И. И. Левитана.

Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П. И. Чайковского.

Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов по теме «Осень».

Литература:

1. В. И. Мирясовой и С. В. Коноваленко «Родная природа в стихах и загадках». М., «Гном-Пресс», 1999.

2. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1.-М. :ТЦ Сфера, 2007.-224с. - (Программа развития). - Ч. 1.

3. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень Часть 1». – М. : «Издательство Скрипторий 2000», 2004. – 128 с. : ил.

4. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей /Авторы-сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина, Н. П. Савинова М. : ТЦ Сфера, 2005.-112 с.

5. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт. -сост. О. В. Епифанова. - Волгоград: Учитель, 2008.-203 с.

6. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказы о православных праздниках, народных обычаях и поверьях) : Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / Сост. Л. А. Владимирская. – Волгоград : Учитель, 2004 – 160 с.

Ход развлечения.

Дети вместе с родителями сидят за «семейными» столами.

Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П. И. Чайковского. Появляется «Осень» со своими спутниками «Ветром», «Тучей» и «Дождём».

«Осень предлагает отгадать, кто они такие. (Загадывает загадки) .

Время года отгадай:

Собирают урожай,

Разноцветный лес красивый,

Мокнут скошенные нивы,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают,

Грибники в леса спешат,

Листья желтые летят,

Ёжик листья собирает,

Свою норку утепляет. (Осень) .

Гнёт к земле деревья,

Тучи н агоняет,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке и в море

Волны поднимает.

Кто о нём загадку,

Дети отгадает? (Ветер) .

Что за птица?

Чёрная, большая.

Над землёй повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Эта птица плачет,

От неё подальше

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча) .

С мамой мы пошли гулять,

Стал он землю поливать.

Поливал да поливал-

Всех под зонтик загонял. (Дождь) .

«Осень» сообщает, что пришла в последний день осени попрощаться с детьми и родителями, пришла не с пустыми руками, а принесла с собой игры и задания. За каждый правильный ответ вы будите получать фишки, а в конце нашей викторины мы подведём итоги. Самый эрудированный получит приз от «Осени».

Задания к викторине:

1. Послушайте и отгадайте, что это звучит. «Осень» включает запись голосов природы: шум, завывание ветра, шелест падающих листьев, шум дождя. (Отгадывают дети. За правильный ответ ребёнок получает фишку) .

2. Назовите картины и фамилии художников, написавших эти замечательные картины. Выставляется «Золотая осень» И. С. Остроухова, «Золотая осень» И. И. Левитана, «Рожь И. И. Шишкина. (За правильный ответ по 1 фишке) .

3. Продолжи. Эта картина мне нравится больше, потому что… (Ответы детей совместно с родителями). (2 фишки) .

4. Каких вы знаете великих русских поэтов, написавших стихи об осени? Назови фамилию, имя, отчество поэта (1 фишка) и первую строчку стихотворения (2 фишки). Отвечают дети совместно с родителями.

5. Конкурс чтеца. Оценивается выразительность чтения стихотворения. (2 фишки) .

Физминутка для детей

(по стихотворению М. Садовского «Осень»)

«Осень приглашает детей изобразить деревья в осеннем парке.

Берёзы косы расплели,

(Выполняем наклоны головы к плечам, при этом спина прямая, ноги на ширине плеч.)

Руками клёны хлопали,

(Поднимаем руки в стороны до уровня плеч, затем резко опускаем их, хлопаем себя по ногам) .

Ветра холодные пришли,

(Выполняем махи руками над головой из стороны в сторону, изображаем раскачивающиеся от ветра деревья) .

И тополи затопали.

(Одновременно с движением рук топаем ногами.)

Поникли ивы у пруда,

(Выполняем наклоны вперёд, спина округлена, свободные, расслабленные руки касаются пола)

Осины задрожали,

(Потрясём кистями) .

Дубы огромные всегда,

(Потянулись вверх, встали на цыпочки) .

Как будто меньше стал.

(Присели на носочки, подняв пятки, колени вместе, руки на коленях.)

Всё присмирело. Съежилось, поникло, пожелтело.

(В приседе округлили спину, пригнули голову к коленям, руками обхватили колени) .

Лишь ёлочка пригожая к зиме похорошела.

(Выпрямились, выполняем упражнения для позвоночника, совершая вращение туловища вокруг вертикальной оси, спина прямая, руки двигаются свободно вслед за вращением туловища) .

7. А сейчас я предлагаю вам отправиться на воображаемую прогулку. Мы отправимся в

осенний лес. Нужно одеться. Давайте посмотрим, какие вещи мы одеваем, когда собираемся на прогулку.

«Осень» показывает картинки с изображением носков, перчаток, ботинок, сапог, пальто, курток, шарфов, шапочек, тапочек, комбинезона. Затем он задаёт детям вопросы или строит свою речь в повествовательной форме, оставляя паузы для реплик и показывая картинки.

«Стали дети собираться на прогулку. Миша надел… шапку, … свитер, … шарф. Но он забыл снять … .тапочки и остался без … носков и … .сапог. А Коля пошёл на прогулку в … пальто. Маша не может найти своих … ботинок. Она уже сняла … тапочки и не убрала их в шкаф. Наверное, после прогулки она не сможет найти и … тапочек. Утром Вася по дороге в детский сад попал под дождь. У него промокли … брюки. Вася расстроен: он не может пойти на прогулку без … брюк. Хорошо, что в шкафу у него есть … комбинезон. А «Осень» напоминает: «Не выходи на прогулку без … шапочек, шарфов и … перчаток». (2фишки)

7. Игра «эхо»- я называю признак, а вы предметы.

Образец: Осенний, -яя, -ее, -ие – осенний лес, осенняя погода, осеннее небо.

Журавлиный, -ая, -ое, -ые –

Лебединый, -ая, -ое, -ые-

(Каждое слово 1 фишка) .

8. Игра «Кто больше назовёт осенних примет». За каждую примету 1 фишка, 2 фишки за развёрнутость ответов.

Бабье лето ненастно - осень сухая.

Осень ненастная – зима дождливая.

Первый снег за 40 дней до зимы выпадает.

Если снег выпадает осенью, когда деревья ещё не сбросили листву, он скоро растает.

Осенью птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой.

Если лист с дерева не чисто падает (то есть частично остаётся на ветках) – будет холодная зима и знойное лето. Поздний листопад – тяжёлый год и т. д.

9. Пословицы и поговорки об осени. 1 фишка за пословицу или поговорку, 2 за её расшифровку.

Осенью и воробей богат.

В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина.

Холоден сентябрь – батюшка, да сыт.

В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, воет, мутит, крутит, ревёт, льёт и снизу метёт.

Первый снежок – не лежок.

Не велика у ноября кузнеца, а на все реки оковы оковы куёт и т. д.

10 «Осенняя эмблема». Придумай и нарисуй на круге цветными карандашами или пастелью эмблему осени (совместно с родителями). Оценивается фантазия, оригинальность.

Подведение итогов. Заключительное слово «Осени». Звучит музыка П. И. Чайковского.

Вот и пришла пора расставаться. Заканчивается последний осенний месяц ноябрь. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить. (Подсчёт фишек). Вы все победили в викторине. И в знак вашей победы, я дарю вам дары осени – овощи. «Осень» дарит подарки. До свидания, ребята, до будущей осени!
Категория: Викторины | Просмотров: 807 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar