12:54 Викторина "Осень" в школе | |
Цель: 1. Закрепление знаний об осени в самостоятельной речи с использованием образных прилагательных, родственных слов, синонимов;
2.Повторение стихов об осени великих русских поэтов; 3.Стимулирование памяти и мышления детей. Предварительная работа. Наблюдение примет осени в природе. Сопоставление ранней и поздней осени в наблюдениях, в стихах поэтов и картинах художников. Повторение стихов об осени А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, А.К.Толстого, С.А.Есенина. Рассматривание осенних пейзажей И.И.Шишкина, И.С.Остроухова, И.И.Левитана. Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Лексико-грамматические игры и упражнения на образование и согласование относительных прилагательных, подбор признаков, действий, родственных слов, синонимов и антонимов (по теме «Осень»). Оборудование. Магнитофонная запись фрагментов из «Времён года» П.И.Чайковского, а также голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев). Репродукции картин «Золотая осень» И.И.Левитана и И.С.Остроухова, «Рожь» И.И.Шишкина. Сказочные персонажи: «Осень» (логопед), «Туча», «Ветер», «Дождь» (дети с эмблемами на груди). Корзина с дарами осени. Волшебный сундучок с фишками (200 цветных кружков), призами (по количеству детей в группе), вопросами и заданиями для викторины. Листы бумаги (ватман) в форме круга диаметром 10 см и цветные карандаши (у каждого ребёнка на столе). Столы, расставленные произвольно (по количеству детей в группе). ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИНЫ. Вводная часть. Дети вместе с родителями сидят за семейными столами. Звучит фрагмент из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. Появляется «Осень» со своими спутниками «Ветром», «Тучей», «Дождём». «Осень» предлагает отгадать кто они такие (загадываются загадки из пособия В.И.Мирясевой и С.В.Коноваленко «Родная природа в стихах и загадках». М. «Гном-пресс», 1999.) Время года отгадай: Собирают урожай, Разноцветный лес красивый, Мокнут скошенные нивы, Тучи по небу гуляют. Птицы к югу улетают, Грибники в леса спешат, Листья желтые летят, Ёжик листья собирает, Свою норку укрепляет. (Осень). Гнёт к земле деревья, Тучи нагоняет, Пыль с дороги тёмной Нам в лицо бросает. И в руке, и в море Волны поднимает. Кто о нём загадку, Дети, отгадает? (Ветер) Что за птица? Чёрная, большая. Над землёй повисла, Солнце закрывая. Крупными слезами Эта птица плачет, От нее подальше Мама дочку прячет. Так она примчится, Все вокруг темнеет, Чтобы не промокнуть, Я бегу скорее. (Туча). С мамой мы пошли гулять, Стал он землю поливать. Поливал да поливал- Всех под зонтики загнал. (Дождь). «Осень» сообщает, что пришла в последний день попрощаться с детьми и родителями, пришла не с пустыми руками, а принесла с собой: 1. Дары осени («Отгадайте, какие – получите фишки»); 2. и ещё разные игры и призы победителям. (Показывает волшебный сундучок, оповещает о начале викторины и приглашает участвовать детей и родителей). 2.Вопросы к викторине: 1. Послушайте и отгадайте, что это звучит. Включает запись голосов природы: шум, завывание ветра, шелест падающих листьев, шум дождя (отгадавшим даёт по одной фишке). 2.Назовите картины и фамилии художников, написавших эти замечательные картины. (выставляет «Золотую осень» И.С.Остроухова, «Золотую осень» И.И.Левитана, «Рожь» И.И.Шишкина). (по две фишки). 3. Почему это мои любимые картины? (1фишка) 4. Кто знает, музыка какого великого русского композитора звучала в начале занятия? (1фишка) 5. Почему именно эта музыка прозвучала у нас сегодня? (1фишка) 6. Каких вы знаете великих русских поэтов, написавших стихи об осени? Назовите фамилию, имя и отчество поэта и первую строчку стихотворения. (по 2 фишки) 7.Узнайте (отгадайте), из какого стихотворения об осени отрывок. Кто написал это стихотворение? (по 3 фишки) «…И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдалённые седой зимой угрозы». (А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало…) «…И глядят уныло голые кусты…» (А.Н.Плещеев Осень наступила…) «…Листья пожелтелые по ветру летят…» (А.К.Толстой Осень! Обсыпается весь наш бедный сад…) «…Колесом за сини горы солнце тихое скатилось…» (А.С.Есенин Нивы сжаты, рощи голы…) «…Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась…» (А.С.Пушкин Уж небо осенью дышало) «…Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось». (А.С.Есенин Нивы сжаты, рощи голы…) «…Лишь вдали красуются там, на дне долин…» (А.К.Толстой Осень! Обсыпается весь наш бедный сад) 8. Какие вы знаете стихи о ранней осени? Прочитайте наизусть и назовите фамилию, имя и отчество поэта. (по 2 фишки) 9. какие приметы ранней осени в этих стихотворениях? (по 2 фишки) 10. Вспомните стихи поздней осени. Назовите поэта и прочитайте наизусть. (по 2 фишки) 11. Назовите приметы поздней осени в стихах А.С.Пушкина и С.А.Есенина. (по 2 фишки) 12. каких вы знаете перелётных птиц? (по 1 фишке) 13. Почему они улетают на юг? (по 1 фишке) 14.Как летят перелетные птицы в жаркие страны? (по 1 фишке) 3.Назовите родственные слова Журавль – Аист – Лебедь – Соловей – Кукушка – (сколько слов, столько фишек) 4. Играем в игру «Эхо» - я называю признак, а вы предметы. Образец: осенний, -яя, -ее, -ие – осенний лес, осенняя погода, осеннее небо; Журавлиный, -ая, -ое, -ые – Лебединый, -ая, -ое, -ые – (сколько предметов, столько фишек). 5. Играем в игру «Скажи иначе» ОСЕНЬ ДЕТИ Осенью небо серое Тёмное, хмурое, пасмурное Осенью деревья нагие Голые, обнажённые Осенью цветы высохли завяли Осенью птицы улетают стаями Караваном, косяком, клином Осенью птицам не хватает еды Пищи, корма, пропитания Осенью путь на юг долгий Длинный, длительный, продолжительный (по 1 фишке) 6. Игра «Узнай вкус» «Осень» предлагает узнать свои дары (овощи, фрукты) на вкус с закрытыми глазами (завязанными). (по 1 фишке) 7. Соревнование «Найди и съешь фрукт» (У участников завязаны глаза, фрукты висят на ниточках). (по 1 фишке) 8. Придумайте и нарисуйте на круге цветными карандашами эмблем осени (совместно с родителями) ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Заключительное слово «Осени». Вот и пришла пора расставаться. Заканчивается осенний последний месяц. Какой это месяц? Заканчивается и последний день ноября . Какое сегодня число? Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, старались правильно и красиво говорить, были активными. Вы выразительно наизусть читали стихи об осени. Вы знаете великих русских поэтов и художников. Вы все победили в викторине. У вас у всех много фишек. Я дарю их вам и вручаю всем призы победителей викторины. До свидания, ребята, до будущей осени! Дети прощаются с «Осенью». Звучит музыка И.И.Чайковского. | |
|
Всего комментариев: 0 | |